Из чего складывается техника речи? И какую речь мы слушаем с удовольствием и не можем оторваться, а какую перестаём воспринимать уже через пять-десять секунд? Я веду речевые тренинги уже 7 лет и выработал для себя несколько критериев.
Сначала мы реагируем на звук голоса. Не содержание (текст), а именно на звучание.
Сам звук голоса рождается в голосовых связках, но мы можем направлять этот звук в так называемые резонаторные полости нашего тела. Эти полости можно сравнить, к примеру, с полостями в музыкальных инструментах. Представьте тело гитары (деку): внутри гитары есть полость, куда звуковые волны, родившиеся от прикосновения пальцев к струнам, проникают через отверстие. Там эти волны сталкиваются друг с другом, взаимоусиливаются и звук становится глубоким, громким, приятным. Точно так же работает резонаторные полости внутри нашего организма. Это места, которые делают звучание голоса глубоким, ярким, приятным, громким.
Есть четыре резонатора. Грудной резонатор располагает слушателя, позволяет расслабиться и довериться, это резонатор эмоций и обаяния; так называемый «масочный» (сочетание носового и ротового) помогает уловить суть – это директивный резонатор, от него зависит четкость и основная, «рабочая» громкость вашего голоса; а купольный (это мелкие полости в черепе, например, верхнечелюстная пазуха или лобная) вынуждает, прямо-таки заставляет обращать на себя внимание, вызывая при этом определенное раздражение. Его ещё можно назвать резонатором истерики. Важно уметь включать резонаторное звучание (а не просто бубнить) и понимать, через какой резонатор идёт основная работа.
«Включение» резонаторов – сложный процесс, который требует тренировки. Трудность заключается в том, что головой вы можете понимать, как это работает, но нужно ещё научить тело. Тело у нас не всегда послушное и учится с трудом.
Первый этап, с которым мы начинаем работать на курсе техники речи – звучание на отдельных звуках. Когда вы научитесь понимать, на каком резонаторе вы работаете, издавая звук «А», можно двигаться дальше – подключать слоги и слова. Постепенно переносим это понимание «звуков» и в полноценную речь.
Выше я сказал о первом этапе, но есть ещё нулевой. Это то, как вы дышите. Для красивого голоса необходимо поставленное, «фонационное» дыхание, недаром ведь говорят: голос – это озвученный выдох. Если он слабый, то задействовать резонаторы не получится. Поэтому в работу над речью всегда включают множество физических разминок, связанных с дыхательными практиками.
Существует несколько видов дыхания: грудное, диафрагмальное, смешанное, верхнеключичное и полное (когда вы дышите всеми участками легких). Последнее применяется в восточных практиках, но для речи оно нам не нужно. Также нас не интересуют верхние типы дыхания (ключичное и грудное). Для нас важно именно диафрагмальное (или брюшное) дыхание, когда при вдохе-выдохе у нас активно работает передняя брюшная стенка (это заметно внешне) и диафрагма (это мышца, которая, грубо говоря, отделяет грудную полость от брюшной). Это дыхание позволяет нам полноценно управлять мощнейшим выдохом, который необходим для мощного, сильного голоса. Существует масса упражнений, которые учат задействовать живот при дыхании. На занятиях мы начинаем с диафрагмального дыхания в положении лежа (так легче перейти на этот тип дыхания), затем стоя, потом добавляем к этому движение (потому что мы редко говорим в статичном положении), а после всего добавляем резонаторное звучание (о котором я подробно писал в первом пункте).
Если вы говорите неразборчиво, грош цена вашему поставленному голосу и мощному выдоху. Поэтому ещё один объект тренировки – ваша дикция. Мышцы и органы, которые ответственны за хорошую дикцию - это, прежде всего, губы, язык и нижняя челюсть. Для четкой речи мы изучаем артикуляционную разминку и работаем со сложными дикционными строчками и скороговорками. Отдельной строкой в работе над дикцией идёт работа с пробкой. Ролики об этом есть на наших страничках в социальных сетях.
Начинают работать, когда аудитория решила, что будет вас слушать, и теперь задача - удержать высокий уровень внимания. Если ваша речь громкая и четкая, но монотонная, все всё равно «уснут». Если вы не играете со скоростью (где-то быстрее, где-то медленнее, где-то с хорошими паузами), все «уснут». Плюс на высокой скорости частенько начинает страдать дикция. Замечательно улучшает интонационную картину и добавляет эмоциональной выразительности работа с художественными произведениями, прежде всего с баснями и стихотворениями. Об этом – чуть ниже.
Вроде собрали всё, но добавлю ещё один пункт. Это руки. В сложных речевых ситуациях мы очень часто либо становимся зажатыми (руки на отрываются от тела, возникает плечевой зажим), либо наоборот – начинают что-то теребить. Вся мелкая моторика ужасно отвлекает внимание слушателей от вашей речи, а зажимы не позволяют голосу развернуться в полную силу. Кстати, першение в горле после долгого говорения тоже из-за этого. Зажим, который возник из-за сильного волнения.
Прежде всего, читайте стихотворения. На мой взгляд, это лучший способ самостоятельно заниматься речью. Выучите стихотворение, расскажите его. Запишите себя. Послушайте. Как вам? Если что-то не нравится, попробуйте перезаписать, предварительно проработав. А затем расскажите близким или выложите в соцсети с просьбой дать обратную связь. Особенно нас, конечно, интересуют не похвалы, а замечания. И прежде всего, технического характера по перечисленным критериям, а не высказывания типа «моё мнение, что это надо читать по-другому».
И приходите на курсы речи серии «Тебя услышат». Мы будем заниматься всем вышеперечисленным, но с волшебными «подпинываниями» от тренера. Результат не заставит себя ждать.